В Государственной думе РФ рассмотрят законопроект, согласно которому заграничные фильмы должны составлять не больше половины всех выпускаемых в прокат картин.

Автором законопроекта выступил депутат от правящей партии «Единая Россия» Роберт Шлегель. По его словам, ограничения для зарубежного кино не связано с американскими санкциями, а направлено на поддержку российского кино. Еще одним доводом в пользу своего законопроекта Шлегель называет то, что 20–30% иностранных фильмов, выпускаемых в России, являются продукцией низкого качества, как передает «Русская служба BBC».

В прошлом году количество нероссийских фильмов в местном прокате составило около 82%. По мнению The Hollywood Reporter, если в России примут закон об ограничении проката, то это сильно ударит по американским релизам. Однако более вероятно, что под сокращение попадут в первую очередь артхаусное и европейское кино, которое традиционно зарабатывает намного меньше, чем голливудские блокбастеры.

Идея квотировать фильмы на законодательном уровне обсуждается в России последние десять лет. Так, год назад депутат от ЛДПР Дмитрий Литвинцев вносил в Думу законопроект, согласно которому российское кино должно было составлять в прокате целых 80%.

Российские фильмы в последние годы улучшают свои позиции в местном прокате, хоть большинство из них все равно не окупается (за 2013 год — 10 из 59 картин покрыли свой бюджет). Так, самым кассовыми в России фильмом прошлого года стал «Сталинград», но вместе все российские фильмы заработали лишь 19% от $1,3 млрд. годовых кассовых сборов.

Если в России количество зарубежных картин хотят ограничить по собственной инициативе, то Крым может вынужденно остаться без иностранного кино, кроме российского. Как сообщают «Новости Крыма», на полуострове возник конфликт из-за прокатных прав на фильмы.

Дело в том, что права даются дистрибуторам для показа на территории определенной страны. Например, какой-нибудь громкий американский блокбастер в Украине и России прокатывают две разных компании — украинская и российская, соответственно. Если в Крыму действует российское законодательство, то украинский прокатчик, который обычно и привозил зарубежное кино на полуостров, не сможет работать из-за отсутствия лицензии от российских властей. А дистрибуторы из РФ не могут показывать тот же фильм, так как у них права на прокат только на территории России, частью которой Крым не признают в США, чьи компании обладают правами на международный прокат.

Такие споры не возникают с российскими фильмами, так как российский прокатчик берет права на них непосредственно у производителей и сам определяет территорию для дистрибуции. Подобным образом можно поступать и с украинскими фильмами: продюсерам достаточно продать прокатные права на них российским компаниям.